Художник: Лера Чуйкова
Пятно
Сценарий по мотивам рассказов Вирджинии Вулф
Логлайн: пятно на стене появляется каждый раз, когда герои перестают ладить. Комната впитывает каждую ссору и от этого пустеет. И если исчезнет пятно, то что после него останется?
Жанр: драма
Хронометраж: 10 минут
Синопсис: немая история про отношения мужчины и женщины, которая видит во всем войну и недоверие. На стене каждый раз появляется пятно, которое оказывается разными предметами: от самой безобидной улитки до острой шпаги. Женщина протестует: выбрасывает газету, переодевается в мужской костюм, уходит с репетиции, но потом все равно оказывается пораженной из ниоткуда взявшейся шпагой в своей абсолютно пустой комнате.
«Жизнь – это непрерывная череда утрат» (Вирджиния Вулф)
Действующие лица:
Женщина, протестующая против войны
Мужчина, развязывающий войну
Скрипичный квартет – армия
В небольшой комнате, где окна заменяют зеркала, в центе стены видно улитку. Женщина, одетая полностью в черное, за исключением белого пера на шляпе, проводит рукой по стене, берет улитку в руки и бережно опускает на стол прямо на открытую страницу тома Шекспира.
На столе букет их трех желтых хризантем. Комната беспорядочно заставлена вещами. Женщина садится и берет бокал вина, поднимает его, запрокинув голову. Она поминает усопших. Слышно навязчивое тиканье часов.
Над ней неслышно наклоняется мужчина, одетый в костюм классического покроя, и подает газету. Переворачивая желтоватые листы газеты, она морщится и сует мужчине, затем подносит два пальца к виску, имитируя дуло пистолета, и встает из-за стола. Мужчина протягивает ей газету. Женщина делает из нее самолет и запускает в приоткрытую дверь. Мужчина берет со стола книгу Шекспира и улитку и, ни на что не обращая внимания, уходит. В комнате исчезают предметы, появляется порядок.
Женщина смотрит на стену, где пятно появилось снова. Она проводит рукой по стене, и в ее ладони оказывается бархатный лепесток розы. Она идет к зеркальному окну и видит искаженную отражением фигуру, лепесток розы кажется безобразным. Она смотрит на хризантемы, их тени на ковре похожи на жуков, идет к камину, на котором скопился сантиметровый слой пыли. Она рисует пальцем деревья и холмы, больше похожие на муравейники или окопы, потому что все ее мысли сводятся к войне.
Она заглядывает в шкаф и достает мужской костюм. Распускает пучок волос, тряся головой. В мужском костюме она похожа на мальчика-подростка. Последний элемент образа – черная шляпа, в которую аккуратно заправлены волосы. Она стоит у окна, заменяющего ей зеркало. Лепесток, снятый со стены, кладет в карман.
Женщина идет в соседнюю комнату. Там струнный квартет играет музыку, напоминающую по звучанию раннего Моцарта. Слушает их игру только мужчина, приносивший газету. Она садится с ним на диван. Он что-то шепчет ей на ухо, подает руку, она не обращает на это внимание. Он встает и начинает дирижировать квартетом. Потом, повернувшись спиной к квартету, он теми же дирижерскими жестами приглашает ее встать. Музыканты прекращают играть и держат инструменты, будто оружие, а мужчина принимает позу полководца. Строгость костюмов делает их похожими на конгрессменов, а не на музыкантов.
Она возвращается в свою комнату. Там не осталось ничего, кроме стола, комнатного растения, камина и окон, служивших зеркалами. Снова появляется пятно. Она проводит рукой по стене и, натыкаясь на гвоздь, расцарапывает ладонь. Женщина поливает цветок. В комнате не оказывается никаких предметов, пятна тоже нет.
В соседней комнате мужчина, который управлял квартетом, достает тонкую шпагу и со злостью вонзает ее в стену, в то время как женщина в недоумении и пустоте проводит по стене рукой и режется об острый конец той шпаги, внезапно появившейся на месте, где обычно было пятно.
Женщина медленно вынимает шпагу из стены. Испуганно смотрит в зеркальное окно и видит картину «Ева со змеей в райском саду». Шпага в ее руке шевелится и обвивает запястье, ползет по обнаженному телу, затем к растению в углу комнаты.
Путешествие Перголези
Сценарий короткометражного мультипликационного фильма
Логлайн: композитор Перголези пишет оперу. Вдруг разражается война буффонов, он сбегает, используя картинную раму на стене. Композитора ждет непростой путь, но ему поможет безграничная сила музыки.
Жанр: драма
Хронометраж: 5-7 минут
Синопсис: малоизвестный итальянский композитор Джованни Баттиста Перголези садится за сочинение оперы. Все вокруг будто бы помогает ему в этом, как вдруг разражается война буффонов, от дома Перголези не остается ни кирпича, и композитор бежит в картинную раму – портал в другой мир и оказывается в доме Игоря Стравинского. Композиторы играют «Пульчинеллу» в четыре руки, но рама в доме Стравинского исчезает, а Перголези едва успевает в нее попасть. Герой оказывается в абсолютной темноте, где видны только звезды. Перголези следует за музыкой и оказывается снова в своем доме, где его встречает девочка очень похожая на него. Она садится и играет незнакомый мотив, композитор с досадой смотрит на развалины дома, а потом музыка создает новый фундамент так же, как в начале, когда сам Перголези сочинял оперу.
Действующие лица:
Перголези – главный герой, композитор, умеющий создавать фундамент из музыки и умеющий путешествовать в пространстве.
Игорь Стравинский – композитор, принимающий Перголези в гостях.
Лаура Перголизи – преемница Перголези, прототип современной певицы LP
Буффоны – Руссо и Рамо, спорящие о классической и новаторской опере.
Джованни Перголези вылезает из своего портрета и отряхивается. В его бедной комнате есть только клавесин и скрипка. Он садится и играет отрывок из своего сочинения (Дуэт из оперы «Госпожа-служанка»). На крышу его дома слетаются птицы и из клювов вылетают ноты.
Эти ноты разлетаются по всему Неаполю. На улицах солнечно. Прохожие мимо неапольского королевского дворца ловят ноты, как мыльные пузыри, и прячут их в свои сумки.
Ноты залетают в приют для детей бедняков, в соборы и театры.
Скоро из дома Джованни исчезают стены, крыша и деревянные доски. Фундаментом его дома становятся ноты, вылетающие из его клавесина. Птицы помогают им становится в ряды и образовывать стены.
На улице становится темнее. Перголези играет музыку напряженнее. В одной из городских комнат собираются философы и музыканты. Руссо и Рамо берут партитуры и начинают драться. (Новая опера борется с традиционной.) К ним присоединяются другие. Начинается война буффонов. Действие переносится во дворец. К войне присоединяются король и королева. Король становится на сторону Рамо, а королева борется против них на стороне Руссо и Перголези.
Противники Перголези бегут в сторону его дома с палками. Его хрупкий дом, состоящий из нот, не способен вынести этой борьбы. Джованни прыгает в раму своего портрета.
Через время он находит убежище в раме своего портрета, висящего в тысячи километрах от места войны. Джованни оказывается в доме Игоря Стравинского. Это было вот как: Игорь Фёдорович сидит за роялем и сочиняет «Пульчинеллу». Он слышит стук из стены и видит движущуюся голову Перголези. Он подает ему руку, Джованни ловко выпрыгивает и становится напротив. Они здороваются за руки, идут пить чай, а потом садятся за рояль играть в четыре руки.
Но вдруг, рама портрета падает со стены и уменьшается в размерах. Перголези бежит, успевая попасть в свою вселенную. Он блуждает по абсолютной темноте и тишине, как вдруг в этой темноте загораются звезды.
Он выбирает ту, что горит ярче остальных и бежит к ней. От нее слышится музыка, похожая на чей-то свист. Джованни дотрагивается рукой до этой звезды и оказывается внутри своего портрета. Он видит девушку, очень похожую на него. На груди у нее нарисован корабль. В ее комнате стоит фортепиано. Она представляется ему Лаурой Перголизи и обнимает его. Лаура приглашает его послушать, как она будет играть. Он подпевает совершенно незнакомый ему мотив. Джованни приглашает Лауру к себе в дом, заходит вместе с ней в раму картины. Они выходят из портрета в его доме, а он дома остались одни развалины. Перголези падает на пол. Лаура садится за разрушенный клавесин, снова прилетают птицы, и строят из нот новый дом.