Художник: Валерия Чуйкова
Главный конфликт на фоне времени
Конфликт фильма – это борьба и смирение после войны. Блаженное смирение Дылды и жажда жизни Марии борются между собой, как жизнь и смерть. Используя лотмановскую модель анализа произведения, можно сказать, что актант – Дылда – именно та медсестра, которая забирает жизнь, человек из другого мира, которому сложно перейти границу и жить в реальном мире. Согласившись стать суррогатной матерью своего не родившегося ребенка, она пытается перейти эту границу, но ей это не удается.
Вопросы, на который из-за конфликта герои отвечаю по-разному: что делать после войны? Как жить после того, что пережить нельзя? На эти философские вопросы нет ответа, и только благодаря контрастному конфликту через них можно осмыслить исторические и личные события.
Какими способами создана атмосфера времени
В фильме Кантемира Балагова явно прослеживается установка на сакральное. Ссылаясь на книгу Л.Б. Клюевой «Трансцендентальный дискурс в кино. Способы манифестации трансцендентного в структуре фильма», вещи, наполняющие мир фильма, имеют сакральное значение, потому что сакральное пространство изначально задается сакральными объектами, его заполняющими.
Зелено-охристая, теплая цветовая гамма фильма создает нюансировку освещения. Такой цвет определенно приятен для глаза, отсылает к домашнему очагу, приглушенному свету, похожему на цвет с барочных картин эпохи возрождения Караваджо, Тициана, Джентилески, Фрагонара. Режиссер создает цветовой герменевтический код, отсылающий в вечность, а не в определенную временную эпоху, по представлениям других режиссеров, имеющих совсем другую цветовую интерпретацию. Это наталкивает на бессюжетную структуру фильма, в которой очевидно прослеживается глубинный ход в историю сотворения мира и жертвенного, непорочного образа барочной матери.
Собака в фильме – проекция самой Дылды, как символ самопожертвования главной героини, которая смиренно идет на поводке, принимая события самозабвенно и безнадежно, будто бы никак не умея на них повлиять.
Но есть и другие «предметы времени», которыми Балагов обозначает не вечное время, а линейное – послевоенное, – это предметы дефицита, которые получает Маша – мыло, мандарины, каша, любая еда в голодную эпоху имеет значение в создании атмосферы бедного, голодного времени.
Неслучайно и время года – зима, холод в купе с голодом на натуре и тепло в помещении создают контраст, влияющий на пространственную организацию фильма.
Идея фильма
Идея фильма Кантемира Балагова – борьба за жизнь и ее продолжение. Это выражает Мария, страдающая от невозможности своего продолжения. Ей сложно жить с этой травмой, но «желая получить человека внутри себя», она не контролирует то, что не сможет физически его выносить. Дальнейшая жизнь человечества через конкретного человека находится в семантическом поле интересов режиссера.