На пике технократии вещь заняла ключевые позиции гаранта легитимации человеческой идентичности, фиксируя малейшие изменения в обществе, выступая средством установления и укрепления межличностных отношений, что ввело ее в поле объектов, достойных рассмотрения в контексте меняющегося представления делимых понятий духа и материи, сознания и тела. С ростом излишков в производстве вещей критика общества потребления принялась прежде всего за ревизию этого предмета исследования в попытке увидеть в вещах нечто большее, чем товары или инструменты, с целью остановить «завод» по загрязнению среды. Но сложность этой задачи кроется в тесной зависимости между «телом» и «окружающей средой», на которую указал Бауман Зигмунт, ссылаясь на то, что большинство переживаний, которые может испытать тело, происходят исключительно из «внешнего мира». В таком случае накопление переживаний является жизненной стратегией, тело должно быть гостеприимным для внешних раздражителей, начиная с эпохи Ренессанса, когда образ совершенного состояния тела строился на принципах пропорциональности, умеренности, сдержанности, спокойствия и равновесия. Поддержание принципов требует значительных дивидендов, а это в свою очередь запускает механизм производства необходимых товаров – товаров, которые имеют побочные эффекты, ответным шагом следует выпуск противоядий, от действия которых так же потребуются противоядия, и так до бесконечности. Разумеется, потребителю сложно отследить, в какой момент запускается этот механизм, поскольку в погоне за дезинтоксикаторами, он легкая добыча. На сегодняшний день, чтобы избавиться от пластика, нам предлагают изделия из грибов, водорослей, картофельного крахмала, сухих листьев, древесной коры, банановых деревьев, креветок и конопли. На самом же деле, единственным видимым выходом из ситуации представляется отказ от идентичности. Попросту, мы хотим выглядеть экологично на фоне «отходов бытия».
#BREAK#
То же касается созидательных и разрушительных возможностей поэтического языка, когда искусство пытается сбросить с себя гнет прошлых традиций, не упрочив своих позиций в новых, избавиться от всего лишнего, облегчив смыслы и их понимание, опираясь на те же «вещи» – доступные для каждого обывателя. И теперь обыватель, стало быть, диктует рынок производства текстов, а не наоборот. В этом ключе открывается счастливая эпоха свободного стиха, обещающего, по мысли Матея Калинеску, «рай на Земле», который является его конечным пунктом назначения, как окончательное преобразование экономики и политики в эстетику. На этом пути мы вынуждены принимать эстетствующих от левых, зеленых, пацифистов, феминистов, активистов и других. В свое время Бретон сделал эту связь явной: «Переделать мир», как говорил Маркс, «изменить жизнь», как говорил Рембо: для нас эти два приказа сливаются в один». За этими разными голосами мы можем уловить отголосок еще одного предшественника – Ницше, объявившего, что в «рождении трагедии» «существование мира оправдано только как эстетическое явление». Мир, – провозгласил Ницше, – это произведение искусства, которое рождает его там, где «дух мироустройства» может помочь или даже инициировать это рождение, принимая на себя «божественное право давать имена». Возвращаясь к проблеме ядов и противоядий, надо заметить, что наш хрупкий «мир» ими уже практически разрушен, пока мы опасливо бросали камешки с обрыва, чтобы посмотреть, как скоро они достигнут дна пади. И в этом основная трагедия: в какой-то момент мы окончательно перестанем пользоваться богатством выразительных средств речи, способных передать, что не мы бросали камешки с обрыва, а новое представление о поэзии бросало нас как камешки с обрыва.
Чтобы идти вперед, нужно порой возвращаться назад.
В октябрьском номере:
Станислав Ливинский «Уже не здесь, ещё не там» (стихи)
Дмитрий Исакжанов «Отец» (рассказ)
Джена Вудхауз «Метафора первичности сознанья» (перевод с английского Г. Казакевича) (переводы)
Лера Чуйкова «Миф интегрального реализма»
Амиран Адамия «Сантехническая» (рассказ)
Анна Протасова «На незнакомой остановке» (стихи)
Канат Омар «Я говорю с неведомой земли» (стихи)
Наталья Стеркина «На окраине» (рассказы)
Юлия Шокол «Метаморфозы» (стихи)
Айсу Акджан «Яблоко» (перевод с турецкого Э. Фет) (переводы)
Адам Салаханов «Горно-обогатительный цикл» (рассказы)
Мирослава Бессонова «И быстро зреет темнота» (стихи)
Ольга Кравцова ««Атлантика» и другое: о поэтике Константина Кравцова»
Диана Варенова «Гречка» (стихи)
Эгвина Фет «К метафизическому «я»: фотопроект Максима Минаева»
Марина Григорьева, выпускающий редактор